Историю одомашнивания северного оленя на Усть-Полуе опубликовали в Кембридже

0
28


Археологи Научного центра изучения Арктики Наталья Федорова и Андрей Гусев стали соавторами научной статьи в октябрьском номере Кембриджского археологического журнала (Cambridge Archaeological Journal, Великобритания). Публикация подготовлена совместно с антропологами Татьяной Номоконовой и Робертом Лозеем из Канады, этнологом Дмитрием Арзютовым из Швеции по материалам археологического памятника Усть-Полуй. Проанализировав находки с изображением северного оленя, ученые сделали вывод, что в раннем железным веке, которым датируется древний сакрально-производственный центр, в Сибирской Арктике уже существовало транспортное оленеводство, — сообщает Научный центр изучения Арктики.

История одомашнивания северного оленя – важная тема в изучении взаимоотношений человека и животных в Северной Евразии. Ранее международной командой ученых, в состав которой входят ямальские археологи, рассматривался набор предметов древней оленьей упряжи. Объектом изучения новой работы стали художественные изображения северного оленя, их особенности и стилистика. В разные годы на раскопках археологического памятника Усть-Полуй было найдено 27 артефактов с изображением этих животных. Большинство предметов вырезаны из оленьего рога, два изделия отлиты из бронзы. 15 предметов представлены в виде ложек, ручки которых венчают оленьи головы и шеи без туловища. На некоторых предметах древние мастера оставили орнамент, более всего напоминающий ошейник.

«Подобные изображения могут рассказать нам о существовании в то время особых обрядов жертвоприношений северных оленей, что подтверждают и многочисленные костные останки, обнаруженные на Усть-Полуе. При этом зачастую изображались именно отделенные головы, символизирующие суть жертвования, туши же поедались в ходе совместных трапез. Дикие животные, добытые на охоте, древними людьми в жертву так не приносились», – прокомментировал старший научный сотрудник сектора истории и археологии Научного центра изучения Арктики Андрей Гусев.

Авторы статьи отмечают, что сюжетная линия с северными оленями для Сибири и Арктики носит единичный характер. Подобные изображения животного на культовой домашней утвари крайне малочисленны и встречаются лишь на памятнике Няксимволь в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Близкие по времени наскальные рисунки северных оленей сохранились на Чукотке. Выводы международной команды ученых сводятся к тому, что развитие домашнего оленеводства в Сибири и Арктике происходило в несколько этапов. Применительно к Усть-Полую можно сказать, что на его артефактах оказались запечатлены «первые шаги» на пути одомашнивания северного оленя.

«Это было то время, когда люди освоили использование животного в качестве тягловой силы. Приручение оленей к движению в упряжке требовало больших усилий по их тренировке. Обученных животных было мало, и они высоко ценились. Но уже скоро транспортное оленеводство, давшее широкие возможности местным народам, сказалось на их культуре и быте. Только спустя столетия оленеводство трансформировалось в крупностадное, став в полной мере основой местной экономики», – продолжил Андрей Гусев.

Добавим, исследования ямальских археологов и их коллег из Канады в 2017 году поддержано грантом Фонд антропологических исследований Веннера Грена. Сотрудничество ученых Научного центра изучения Арктики и Университета Альберта началось в 2015 году с визита Роберта Лозея и Татьяны Номоконовой в Салехард.

Усть-Полуй – уникальный археологический памятник Нижнего Приобья, расположенный в черте Салехарда. Относится к III в. до н.э. – II в. н.э. За более 80-летнюю историю изучения интерпретировался как «городище», «жертвенное место», «древнее святилище». Сегодня археологи рассматривают его как сакрально-производственный центр. Многочисленные артефакты указывают, что в этом месте не только совершались древние ритуалы, но велась вся необходимая подготовка к ним. На памятнике обнаружены следы производственных площадок по изготовлению костяных и роговых предметов, выплавки железа и бронзы.

Источник

Поделиться